МОСКОВСКАЯ ТОРГОВЛЯ И МОСКОВСКОЕ КУПЕЧЕСТВО

МОСКВА-РЕКА И ДОНСКОЙ ПУТЬ

Как бы мы ни оценивали значение торговли в средневековое время, мы все-таки должны признать ее одним из важнейших факторов, способствовавших росту или упадку городов. Если возвышение Москвы нельзя объяснять только ее географическим положением, выгодным для торговли, то в равной степени это положение нельзя и игнорировать. К тому же самые торговые пути складывались постепенно, исторически, а не вылупились, как цыпленок из яйца, внезапно и неожиданно. В нашу задачу и входит выяснение того, какие условия способствовали торговому процветанию Москвы в XIV–XV вв.

Основная водная магистраль, способствовавшая росту нашего города, — река Москва. Под городом Москва-река достигает значительной ширины, а для древнего судоходства была вполне доступна и выше, по крайней мере, до впадения в нее реки Истры. От Москвы течение реки становится глубже и удобнее для судоходства, хотя даже в XVII в. большие речные суда нередко ходили только от Нижнего Новгорода, так как путь по Москве-реке и Оке изобиловал прихотливыми мелями.

Важнейшими направлениями, куда выводила Москва-река, были Ока и Волга. По Москве-реке добирались до Коломны, уже в XIV в. получившей крупное торговое и стратегическое значение. Существование особой коломенской епархии, известной с XIV в., подчеркивает значение этого города.

От Москвы до Коломны добирались в среднем за 4–5 суток253. У Коломны речной путь раздваивался: с одной стороны можно было спускаться по Оке к Рязани и Мурому, с другой — подняться к ее верховьям. Важнейшее направление было первое — вниз по Оке, потому что оно связано с двумя великими водными путями: донским и волжским, причем больше с первым, чем со вторым.

От Коломны доходили до Переяславля-Рязанского (современной Рязани) по Оке в летнее время примерно в 4–5 суток. Отсюда начинался сухой путь к верховьям Дона, где по списку русских городов начала XV в. указан город Дубок. Митрополит Пимен вез из Переяславля к Дону на колесах 3 струга и 1 насад. Путь от Переяславля до Дона занял 4 суток, а всего от Москвы до Дона путешествие Пимена продолжалось менее двух недель. Место, где митрополит и его спутники сели на суда, в сказании о поездке Пимена в Царьград не указано, но его можно установить приблизительно. Суда спустили на реку в четверг на Фоминой неделе, а на второй день путники прибыли к урочищу Чур-Михайлов, где кончалась Рязанская земля. В этом месте рязанские бояре и епископ простились с митрополитом и повернули обратно. Значит, суда спустили на реку севернее Чур-Михайлова, в районе Дубка. От Дубка начиналось речное путешествие по Дону до Азова, которое занимало 40 дней.

Пимен и его спутники потратили на переезд от верховьев Дона до Азова примерно 30 дней (от четверга на Фоминой неделе до Вознесенья). Расчет длительности прохождения отдельных речных участков можно сделать на основании точных записей о времени, когда их миновали Пимен и его спутники. Сделаем его в переводе на числа, имея в виду, что путешествие началось 13 апреля, в великий вторник на страстной неделе. Тогда получим следующие даты:

Отъезд из Москвы

— 13 апреля (великий вторник).

Прибытие в Коломну

— 17 апреля (великая суббота).

Отъезд из Коломны

— 18 апреля (Пасха).

Отъезд из Рязани

— 25 апреля (воскресенье) на Фоминой неделе.

Прибытие к Дону

— 29 апреля (четверг на той же неделе).

Прибытие к Чур-Михайлову

— 1 мая (на второй день путешествия по Дону).

Прибытие к устью Воронежа

— 9 мая (Николин день).

Прибытие к устью Медведицы

— 16 мая (воскресенье, неделя о самарянке).

Прибытие к Великой Луке и первое появление татар

— 19 мая (в среду на той же неделе).

Прибытие в Азов

— 26 мая (канун Вознесенья).

Пересадка на морские корабли в устье Дона

— 30 мая (седьмая неделя Св. отец).

Таким образом, все путешествие от Москвы до устья Дона продолжалось примерно 40 дней.

В устье Дона путники пересаживались на морские суда. Об их размерах дают представление слова сказания о существовании на корабле «помоста» — палубы, под которой помещались пассажиры, вышедшие однажды на шум из-под помоста254. Корабль Пимена плыл по следующему маршруту: по Азовскому морю до Керченского пролива, а оттуда «на великое море», т. е. по Черному морю, на Кафу (Феодосию) и Сурож. От Сурожа пересекали Черное море поперек и доходили до Синопа, от которого двигались вдоль берега Малой Азии, мимо Амастрии и Пандоракли до Константинополя.

Расчет этого пути можно уложить в следующие даты:

Выход в Азовское море

— 1 июня (во второй день после остановки в устье Дона).

Проезд мимо Кафы

— 5 июня (в субботу).

Прибытие в Синоп

— 10 июня (в четверг на следующей неделе).

Проезд Амастрии

— 11 июня (заговенье Петровского поста).

Проезд Диополя

— 12 июня (в пятницу).

Устье реки Сахары

— 13 июня (в субботу).

Прибытие в Астровию

— 14 июня (в воскресенье).

Выезд из Астровии

— 27 июня (в неделю перед Петровым днем).

Прибытие в Царьград (Константинополь)

— 28 июня (канун Петрова дня).

Морское путешествие от устья Дона до Царьграда занимало, как видим, месяц, а весь путь от Москвы до Царь-града — 2,5 месяца255.

Путешествие Пимена дает нам возможность установить маршрут от Москвы до Константинополя и время, нужное для его прохождения, но оно малотипично для торговых поездок, совершаемых купцами. Митрополит спешил в Константинополь и не остановился в Кафе и Суроже. А между тем именно эти места более всего посещались русскими купцами, торговавшими со средиземноморскими странами.