Экономическое развитие русских земель в XIV—первой половине XV вв

Этот период представляет собой время роста крупных землевладений, начавшегося еще в XIII веке. Возникающие боярские вотчины сначала были маленькими. По мнению ученых, они служили небольшими подсобными хозяйствами для вассалов и слуг князя. Вотчины должны были полностью обеспечивать повседневный и праздничный стол феодала всеми необходимыми продуктами, что позволяло не ввозить их извне (исключением были виноградные вина и заморские яства). Другими словами, феодал не нуждался в крупной вотчине, так как не был нацелен на продажу того, что давала ему вотчина.

В отличие от боярства, более крупным землевладельцем становится церковь, что стало возможным благодаря веротерпимости ордынцев, освободивших ее от уплаты дани. С середины XIV в. монахи живут сообща и имеют свое хозяйство. Со второй половины XIV в. по новой церковной реформе, проведенной Сергием Радонежским, монахи отказываются от личной собственности. Теперь монастыри становятся общиной с общей собственностью и имеют право на приобретение земли и другого имущества. Земля жалуется князьями, отходит по завещанию. Со временем церковные земли и богатство приносят экономическое могущество, а сама церковь становится соперником князей за власть в государстве.

В XIV–XV вв. в Северо-Восточной Руси преобладало все же общинное крестьянское землевладение, а не крупные частные землевладения. «Свободная волость» (община) или «черная волость» (земельная община) населялась общинниками – черносошными крестьянами. Название «крестьяне» (сельские земледельцы) появилось лишь в конце XIV в.

Частновладельческие крестьяне делились на «половинников» и «серебренников». Первые были безземельные, брали ссуду, а за пользование землей и ведение хозяйства погашали ссуду долей своего урожая (часто его половиной). Не погасившим ссуду крестьянам грозило закабаление. Серебренники брали у господина серебро, а отдавали не продуктами, а деньгами с процентами или выполняли работу с учетом набежавших процентов.

Что касается эксплуатации, то ее уровень в конце XIV в. был еще слабым. Эксплуатационной формой служил оброк – плата сельхозпродукцией за пользование землей. В начале XV в. оброк натуральный вытесняется оброком денежным.

На крестьян налагалась отработочная рента (в виде отдельной повинности), по которой они ловили рыбу, пряли лен, косили траву и варили пиво. Монастырские крестьяне должны были еще работать на пашне, ремонтировать постройки. Понятие «барщина» появилось только в конце XV в.